Жуков Виктор (vzhukov) wrote,
Жуков Виктор
vzhukov

Category:

Сила привычки

Горячо рекомендую книгу Чарлза Дахигга «Сила привычки». Книга, которая обязана быть на столе у любого маркетолога. Книга, которую обязан прочитать любой гомосапиенс, считающий себя таковым и однажды задумавшийся: А почему в моей жизни всё именно так?

iE3eel33Hgo

Хороший труд по психологии не психолога, а репортера. Однако это не является минусом, а скорее будет плюсом, так как язык, которым написана книга, прост и понятен любому человеку. Даже не психологу. Даже тому, кто ни разу в жизни никому не давал психологические советы )))

Книга определенно станет бестселлером и её ждёт многократное переиздание. Точно так же, как и «Психология влияния» Роберта Чалдини.

На первом курсе университета, на одной из самых первых лекций по Общей психологии, профессор рассказал нам поговорку психологов, которую я хорошо запомнил: Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу.
То есть, сделав что-то один раз и получив от этого удовольствие (выгоду, награду, похвалу и т.д.), мы в следующий раз будем стремиться поступать точно так же и это войдет в привычку. Приобретая привычку — мы выполняем действие автоматически и это действие становится частью нас, а значит входит в наш характер. Ну, а характер уже определяет очень многое в жизни.

О чем книга.
В книге рассказывается, что такое привычка, как она формируется, как она работает. Почему привычка — это сильный механизм, изменить который бывает очень сложно. И что надо делать, чтобы взять вверх над своими привычками.

Петля привычки. То, как рождается и как работает привычка. Обязательно есть какой-то знак, который запускает механизм привычки. За ним следует то самое привычное действие. А после него некая награда, которую и хотел получить человек.

Рис.-3

Испытали стресс (знак). Надо успокоиться, расслабиться (награда). Привычное действие — достать сигарету и покурить.
Это самый банальный пример.

Новые привычки формируются постоянно. Старые никуда не уходят. Привычку нельзя «удалить». Её можно только заменить другой. Для этого потребуются усилия. И чем пагубнее и вреднее привычка, тем больше усилий. Иногда одному человеку не справиться с привычкой и требуется помощь группы: отсюда и появились общества анонимных алкоголиков, которые помогают людям держаться, сохраняя в них веру.

Привычки могут быть не только у людей, они могут быть и у целых компаний.
Новый президент алюминиевого холдинга Alcoa поставил перед собой цель: снизить травмы на производстве до нуля. Тем самым сократить время простоя цехов и уменьшить выплаты по страховке, которые были не маленькими. Для этого он внедрил контроль за всеми процессами производства и сделал обязательным отчет о травмах. После отчета принимались решения как в будущем подобного не допустить. Были разработаны правила безопасности на производстве и вся компания им следовала. У рабочих вошло в привычку неуклонное соблюдение техники безопасности. Вслед за этим начали меняться и другие процессы внутри компании, делая её всё более эффективной.

Старбакс, например, обучает своих сотрудников на специальных курсах, чтобы привить им нужные для компании привычки (улыбаться, быть доброжелательным, выслушивать клиента и т.д.). Всё это относится к силе воли, а это одна из важнейших привычек для достижения личного успеха. «Самодисциплина сильнее влияла на академическую успеваемость, чем умственные способности».

Ученые, проведя множество экспериментов, доказали, что сила воли — это как мышцы, которые можно тренировать. И эта «мышца» тоже устает от постоянного напряжения. Вот почему самые трудные дела (самые неприятные) лучше всего выполнять в самом начале дня.

«Когда учишься заставлять себя ходить в спортзал, садиться за домашнее задание или есть салат вместо гамбургера, то в том числе меняешь свой образ мыслей, — сказал Тодд Хизертон, исследователь из Дартмута, занимавшийся изучением силы воли. — Управляя своими желаниями, люди становятся лучше и учатся отвлекаться от соблазнов. А с натренированной силой воли ваш мозг помогает вам сосредоточиться на поставленной цели».

———
В книге есть рассказ о компании Таргет (розничный ритэйл), которая ведет статистику покупок своих клиентов, отслеживая их по номеру ID их скидочной карты. Потом они научились анализировать статистику и выявили, что некоторые покупатели резко меняют привычный им набор покупок. Обычно это были будущие мамы, которые меняли свой рацион. Аналитики компании выявили около 25 товаров, которые позволяли сделать предположение о скором рождении ребенка. А значит компания могла прислать им купоны на какие-нибудь кроватки, коляски, детскую одежду и т.д.

Однажды в компанию заявился мужчина, который держал в руках купон предназначенный для будущей мамы. «Моя дочь получила это по почте! — воскликнул он. — Она еще учится в средней школе, а вы рассылаете ей купоны на детскую одежду и колыбели? Вы что, подталкиваете ее забеременеть?»
Спустя некоторое время выяснилось, что его дочь действительно была беременной. То есть компания Таргет узнала о беременности девушки раньше, чем её родные.

———
Ещё в книге есть интересная глава про привычки общества. А так же рассказ о женщине, которая проиграла в казино все свои деньги, а потом все деньги, которые ей оставили в наследство родители. И всё это по привычке.

Но автор не бросает нас один на один с нашими привычками. В конце книги он приводит нам практическое руководство, как менять вредные и ненужные нам привычки.

1. Сначала определите привычное действие. Например, курение.
2. Поэкспериментируйте с наградами. Может вам не расслабиться хочется, а пообщаться с людьми или просто отвлечься от работы.
3. Выделите знак. После чего именно вам хочется совершить привычное действие.

Определить знаки трудно ввиду большого количества внешней информации, но как показали эксперименты, все знаки умещаются в 5 категорий:
1. Местоположение
2. Время
3. Эмоциональное состояние
4. Другие люди
5. Предшествующее действие.

Выявив петлю своей привычки, вы определите награду и знак, запускающий привычное действие. И дальше вам надо будет только менять ненужное впредь привычное действие.

———
В электронном виде книгу я не находил. Покупал в книжном магазине. Читайте на радость вашим новым хорошим привычкам.

Tags: книги, маркетинг, психология, рекомендую
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments